Сколько служит ступичный подшипник?
Срез мнений легко составить по автопрессе и выступлениям авторитетных блогеров. На отечественных автомобилях ресурс ступичных подшипников «с конвейера» непредсказуем. Известны ситуации, когда в нормальных условиях эксплуатации ступичный подшипник начинал гудеть еще до первого официального ТО. Связано ли это с попытками снизить издержки за счет удешевления компонентов, с недостаточным вниманием ОТК к поставщикам конвейера, с другими причинами (может, «место проклятое», как в анекдоте) — не нам судить.
Не будем превозносить и качество родных ступичных подшипниках на иномарках, особенно у производителей с устоявшейся инженерной традицией: легендарных «немцев», «миллионников» и других диковинных созданий. Здесь компромиссное мнение такое: после замены оригинала в условиях автосервиса, любые другие подшипники будут служить не дольше «родных». Если заводской прошел до замены 150 тысяч километров, это очень хороший пробег.
Причины неисправности ступичного подшипника
Среди основных причин быстрого выхода из строя ступичного подшипника:
-
Заводской брак, контрафакт, низкое качество исполнения подшипника;
-
Некачественная и/или неправильно заложенная смазка;
-
Тяжелые условия эксплуатации — удары на плохой дороге, перегруз. Например, даже установленное ГБО в багажнике своей массой ощутимо сокращает жизнь задним подшипникам.
- Перегревы ступиц (из-за заклинивания тормозных суппортов). Смазка в перегретом подшипнике становится более текучей и ее выдавливает наружу.
- Неочевидная причина: если на колесном диске не установлен или утрачен центральный колпачок, в подшипник будет попадать грязь. Вода, песок отлично заходят в подшипник с помощью мойки высокого давления, которая буквально заталкивает внутрь абразив.
Когда менять ступичный подшипник?
Первый и главный симптом, который заметит водитель, это гул из-под колесных арок. Поведение автомобиля, его управляемость остаются прежними.
Если меры не принять вовремя, симптомы будут нарастать. Водителя непременно должна насторожить вибрация на руле, которая со временем усилится. При этом под нагрузкой на повороте неисправный подшипник будет гудеть еще громче, а вибрация руля, наоборот, во время поворота снизится.
Как определить, какой ступичный подшипник неисправен?
Разберем алгоритм поиска неисправности на примере переднеприводной машины с АКПП. Вот что делать, когда не ясно, какой именно подшипник загудел.
-
Сначала следует вывесить ведомые (у нас — задние) колеса по одному, без лишних усилий их покачать и покрутить руками. Люфт, подклинивание, посторонний шум (шуршание) укажут, кто кандидат на замену. Типичный случай: слышно постукивание при качании с небольшой амплитудой.
-
Если задние ступичные подшипники в порядке, ставьте машину на ручник (не помешают и противооткатные упоры). Дальше поддомкратьте передок, под нижние рычаги поставьте опоры (подойдут чурбачки) и потихоньку опустите домкрат, чтобы вывесить одновременно оба передних колеса.
-
Покачайте передние колеса руками, чтобы определить возможный люфт. Если при покачивании вверх-вниз колесо болтается, преступление раскрыто (однако, следует проверить и шаровые опоры, возможен люфт из-за них). Бывает, что люфта нет вовсе, но подшипник гудит! Заведите мотор, включите D. Теперь можно выйти из машины, сравнить шумы при вращении колес справа и слева. Если не доверяете ушам, запишите звуки на телефон и переслушайте несколько раз.
-
Очевидно, что для машины с МКПП заводить мотор не обязательно, и достаточно покрутить передние колеса руками так же, как задние (поставив коробку на нейтраль или выжав сцепление).
-
Есть еще народный способ: на стоящей машине постучать кулаком по резине. Особо чуткие уши услышат металлический дребезг в неисправном ступичном подшипнике. Напоминает народную медицину, но иногда работает.
-
Можно попробовать определить сторону, на которой умирает подшипник, на ходу. На скорости 20-30 км/ч дайте легкий крен: если при повороте руля вправо что-то загудело, то проблема в левом подшипнике (т.к. в этот момент левая сторона стала более нагруженной), и наоборот.
Заключение
Практический опыт подсказывает, что в случае, если ступица разборная, подшипник — это расходник, при этом сама ступица — условно «вечная». И относиться к расходнику следует философски, то есть не грустить, если шарики или ролики превратились в кубики.
Внимание! При любых манипуляциях с личным автомобилем, руководствуйтесь здравым смыслом и требованиями Техники Безопасности. При необходимости, обращайтесь в сертифицированные автосервисы. Удачи на дорогах!
Хотите купить ступичный подшипник? Обращайтесь к нам. У нас есть подробный мануал по покупке подшипника на замену.
Если у вас сохранился оригинальный подшипник и на нем видна маркировка, мы обязательно подберем вам отличный вариант нашего производства! И никакого риска нарваться на контрафакт.
