Мы начинаем серию публикаций про оборудование в лаборатории «Завода подшипниковых узлов». Это наша святая святых (куда, впрочем, можно прийти с экскурсией, — звоните, договоримся).
В лаборатории мы проверяем качество поступившей на склад продукции, изучаем возможные неполадки, расследуем рекламации. А стенд Диамех СП-180М — без преувеличения наша eye candy, услада для глаз.
Стенд входного контроля СП-180М
Этот высокотехнологичный инструмент нужен для вибродиагностики крупных, тяжелых подшипников качения. На СП-180М в базовом исполнении можно «повесить» подшипник с наружным диаметром до 420 мм (и с внутренним до 220 мм)! Правда, для установки таких больших подшипников на стенд нужна грузоподъемная техника.
Как проходят испытания подшипников
Вот как это работает:
- В памяти стенда хранится исчерпывающая база данных по подшипникам (в том числе разных производителей), так что он автоматически подбирает все параметры для испытаний и сравнивает результаты измерения с предельно допустимыми нормами. Перед началом процедуры, оператор выбирает нужный подшипник из базы данных.
- Осевая и радиальная нагрузка создаются с помощью пневмоцилиндров с плавной регулировкой усилия (от 25 до 2000 Н). Осевая нагрузка передается через три шипа-упора, снизу подводится радиальная нагрузка с измерительным датчиком. Узел нагружения «давит» на наружное кольцо, которое остается неподвижным, а внутреннее кольцо вращается вместе со шпинделем.
- Установленный на стенде подшипник раскручивается (мотор позволяет развить скорость вращения шпинделя до 3000 об/мин). Чтобы двигатель стенда не вносил в измерения свою «лепту» собственными вибрациями, он расположен на отдельной от шпинделя плите, а вращение передается ремнем.
- На диагностику одного подшипника в полностью автоматическом режиме требуется до двух минут, после чего стенд останавливается, а на экране промышленного компьютера демонстрируются результаты процедуры. В самом общем случае можно довольствоваться вердиктом: удовлетворяет подшипник заранее заданным параметрам, или нет («не в допуске»). На видео ниже мы как раз «гоняем» бракованный подшипник.
Автоматизированная система измерения вибрации
Для рядовых ежедневных испытаний помощь человека стенду требуется только для монтажа-демонтажа подшипника, все остальное — автоматически. Ах да, еще «гуманоид» задвигает защитный кожух, чтобы вращающийся подшипник не забрызгал смазкой всё вокруг и ничего не намотал.
Разумеется, при необходимости человек может менять параметры работы стенда по своему усмотрению и создавать собственные базы данных на основе истории испытаний. «Ручные настройки» нужны для дополнительного изучения вибрации на различных скоростях и нагрузках.
Софт стенда также имеет «экспертный режим», который позволяет выявлять отдельные дефекты подшипника: волнистость тел и дорожек качения, высокую шероховатость поверхностей качения, дефект сепаратора и т.д.
Подшипник на шпинделе и отведенные упоры осевой нагрузки
Результаты диагностики подшипников
Все журналы хранятся в памяти компьютера, также их можно экспортировать на USB-носитель или передать по сети. Вишенка на торте: для того, чтобы результаты испытаний имели экспертную силу, стенд создает протоколы без возможности редактирования!
Специалист лаборатории за работой
Словом, СП-180М — настоящий дока в испытаниях, который помогает нам выбраковывать подшипники и глубоко изучать признаки и причины неисправностей. А для подшипников размером поменьше у нас в лаборатории есть его «младший брат» марки Baltech.
