Кейс: повышенная вибрация на турбинном агрегате
В рамках нашего заводского блога продолжаем учиться на чужих ошибках и изучаем типичные и нетипичные неполадки в работе подшипниковых узлов.
По традиции, сначала дадим слово нашей инженерной службе: «Заказчик — предприятие энергетического комплекса — обнаруживает повышение вибрации на турбинном агрегате. Выходят из строя подшипники 7324 AC (46324 Л) FBC. После вскрытия выявлена фреттинг-коррозия* и усталостное выкрашивание** дорожек качения, истирание сепаратора и латунная стружка».
По рекламации на замену мы направили однотипный подшипник производства TimCo. Однако, и он не отработал положенный срок в условиях значительно повышенной вибрации.
Расследование причин вибрации и поломки подшипника
Наши сервисные инженеры провели техническое расследование, изучили оборудование и документацию заказчика. Изначально на валу нагнетателя стояли подшипники SKF и FAG. Специалисты «ЗПУ» пришли к вполне ожидаемому выводу: подшипники на вал непременно должны устанавливаться в паре. Это сдвоенные подшипники, которые подбираются друг к другу очень точно по осевому зазору. В противном случае нагрузка получается неравномерной и в большей степени «страдает» в паре один из подшипников. Как итог — усталостное выкрашивание в подшипнике и его отказ. (Все как у людей, когда партнеры не вполне подходят друг другу. — прим. ред.)
Правильный подбор аналога SKF из модельного ряда TimCo
Важно отметить: подшипники SKF изготавливаются с одинаковым осевым зазором в партии. Это значительно упрощает сервис, но делает намного дороже сам подшипник. Для подшипников SKF из одной партии специальный подбор пары не требуется. Но производство подшипников по ГОСТ такую технологию не подразумевает, в том числе из-за дороговизны процедуры.
Для штатной работы оборудования потребовался подбор пары; такой подшипник уже маркируется иначе, он имеет повышенные требования к классу точности и уровню вибрации. В описанном случае проблема решена так: к установке рекомендованы не два подшипника 46324, а один сдвоенный подшипник 6-446324Л Ш1. На иллюстрации ниже — его схематичное изображение (в разрезе).
*Фреттинг-коррозия — это локальное коррозионное разрушение в парах трения; начинается с разрушения оксидной пленки на металлической детали, например, от вибрации.
**Усталостное выкрашивание — разрушение в парах трения из-за длительного действия переменных напряжений.
